Особенности обучения плаванию детей с ограниченными возможностями разных нозологических групп

67

Автор: Фетисов А.М.
Аннотация. Адаптивная физическая культура представляет собой весьма емкий и широкий социальный феномен, основной целью которого является социализация индивида с отклонениями в состояния здоровья или с ограниченными возможностями. Такие члены нашего общества должны не только получать физиотерапевтическое лечение или по средствам физические упражнения, но и гарантированное государством поднятие уровня качества их жизни. Эти гарантии должны распространяться на всех граждан России с ограниченными возможностями. Тогда их жизнь наполнится новым смыслом и содержанием, чувствами, эмоциями и личность будет раскрываться, и реализовываться по-новому, в том числе через творчество, адаптивную физическую культуру и адаптивный спорт. Место адаптивного плавания в системе знаний определяется деятельностью специалиста в области адаптивной физической культуры и его умениями: использовать закономерности, взаимоотношений человека с водной средой; обеспечить передачу и усвоение теоретических и практических знаний и умений в процессе зарождения, формирования и совершенствования плавательного навыка, с целью развития общественной и двигательной активности ребенка с ограниченными возможностями. Без сомнения, плавание – одно из наиболее эффективных коррекционно-оздоровительных средств по работе с детьми, имеющими ограниченные возможности и отклонения в состоянии здоровья. Благодаря специфике водной среды создаются благоприятные условия для формирования осанки, снимается нагрузка с позвоночника, снижается мышечное и психоэмоциональное напряжение, скованность движений, улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышается жизненная емкость легких, увеличивается интенсивность обменных процессов, активизируется познавательная деятельность. Кроме того, в процессе плавания воспитываются: самостоятельность, дисциплинированность, смелость, решительность, настойчивость в преодолении трудностей. Таким образом, прикладное значение и коррекционно-оздоровительная направленность плавания обусловливает необходимость широкого использования его как в реабилитационной, так и в рекреативной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности и отклонения в состоянии здоровья.