Стимулирование двигательной активности детей с синдромом Дауна на начальном этапе обучения адаптивному плаванию

18 июля 2024 54

Авторы: Г.Н. Норошкина, В.К. Климова, Я.А. Стрелкова, А.Г. Чеботарский
Цель исследования – разработать и экспериментально доказать эффективность методики адаптивного плавания для детей с синдромом Дауна.
Методика и организация исследования. Проведен анализ и обобщение научно-методической литературы, беседа, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, включающее выполнение специфических заданий. Контингент испытуемых составили 6 девочек и 14 мальчиков в возрасте от 9 до 12 лет с синдромом Дауна, подтвержденным медицинскими документами. Занятия проводились в бассейне 3 раза в неделю по 60 мин в течение двух лет. Разработанная экспериментальная методика адаптивного плавания характеризуется трехфазностью и многоступенчатостью, включает элементы гидрореабилитации, аквааэробики и других видов спортивной деятельности. Нагрузки варьировались в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, тяжести заболевания и достигнутых успехов в процессе занятий.
Результаты исследования и выводы. Эффективность разработанной методики доказана положительной динамикой значений показателей выполнения тестов на освоение навыков плавания и увеличением числа детей, способных выполнить задания к окончанию исследования. Отмечается, что прогресс в выполнении упражнений на воде сопровождается повышением координационных и скоростно-силовых способностей детей. Сделан вывод, что гидрореабилитация и адаптивное плавание могут рассматриваться как основная форма абилитации детей с синдромом Дауна, при использовании которой возможно осуществление коррекции отклонений в двигательной и когнитивной сфере для успешной социально-бытовой адаптации и подготовки детей с данной патологией к другим видам деятельности вне воды.