Плавание для детей с ДЦП

Плавание для детей с ДЦП

16 мая 2024 127

ДЦП — достаточно распространенная патология, которая встречается в среднем у двух из 1000 детей. Основная характерная черта — нарушение развития психомоторных функций. Двигательные расстройства наблюдаются у 100% детей, речевые у 75% и психические у 50% детей . Эти нарушения могут быть различной степени выраженности — от минимальных до максимальных.

Особенно значимы и сложны нарушения регуляции тонуса, которые могут происходить по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии. Нарушения регуляции тонуса тесно связаны с задержкой патологических тонических рефлексов и несформированностью цепных установочных выпрямительных рефлексов. На основе этих нарушений формируются вторичные изменения в мышцах, костях и суставах (контрактуры и деформации) .

Плавание — это эффективное средство физического развития и закаливания. Во время плавания, активно действует вся скелетная мускулатура, сердечно-сосудистая система, легче переносится физическая нагрузка. Кроме этого, оно корректирует у детей с ДЦП сколиозы, осанку, снижает спастичность, способствует расслаблению мышц. Подбор упражнений по плаванию в бассейне должен быть индивидуальным. Плавание способом на боку — один из самых доступных видов плавания для детей с гемепаретической формой ДЦП.

В настоящее время плавание на боку утратило свое спортивное значение, однако прикладное значение его достаточно велико. Он применяется при преодолении вплавь водных преград в одежде, с предметом или оружием в одной руке (вторая под водой), работая ногами и одной рукой находившейся в воде. Этому способу быстрее и легче обучить плавающих детей с ДЦП. Плавать можно как на левом, так и на правом боку. Во время плавания способом на боку ребенок совершает поочередные движения руками и одновременно ногами. В каждом цикле выполняются поочередные движения правой и левой рукой и одно движение ногами (сведение), вдох и выдох.

Подготовительные и имитационные упражнения на суше
Быстрый семенящий бег на месте, руки соединены (кисти наложены одна на другую) и вытянуты вверх, голова затылком касается рук.

И.п. (исходное положение) — стоя, ноги на ширине плеч, руки вверху, кисти соединены (ладонями вперед). Поочередные наклоны влево — вправо.

И.п. упор, лежа сзади. Пружинящие движения тазом вверх до отказа.

И.п. — упор присев. Поднимаясь на носки, потянуться руками вверх (ладони вперед), посмотреть на кисти.

И.п. — упор присев. Выпрыгнуть вверх, прогнуться.

И. п. — стоя в наклоне. Растягивать резиновый шнур руками попеременно. (Желательно, чтобы кисть опиралась ладонью на плоскую пластину, закрепленную на конце шнура).

И. п. — ноги на ширине плеч, руки впереди (в руках резиновый шнур). Разведение рук в стороны, преодолевая сопротивление шнура.

Подготовительные и имитационные упражнения в воде (глубина по грудь)
И.п. (исходное положение) — стоя на дне, ноги на ширине плеч — вдох, присесть, погрузится с головой в воду — выдох.

И.п. — стоя в положении наклона (глубина по пояс), руки на коленях, голова повернута в сторону верхней руки — вдох, голову повернуть лицом в воду — выдох.

И.п. — стоя, руки назад — вниз (ладонями вниз). Погружение с головой в воду, открывая под водой глаза и делая продолжительный выдох. Выполнить 10-12 погружений подряд.

И.п. То. же, что и в предыдущем упражнении. Погружение с задержкой дыхания. Затем выпрыгнуть из воды, сделать энергичный выдох — вдох во время прыжка и вновь погрузится в воду. Выполнить 10-12 прыжков подряд.

Бег по мелководью (руки вытянуты вверх).

Погружение в воду с продолжительным выдохом под водой на 4-5 с. И.п. — лежа на груди.

Скольжение по поверхности воды с помощью взрослого. Ребенок ложится в воде грудью и бедрами на руки взрослого и вытягивает руки вперед; сделав вдох, он опускает лицо в воду, после чего взрослый перемещается вместе с ребенком вперед, имитируя скольжение, а затем плавно подталкивает ребенка, давая ему возможность проскользить самостоятельно.

Скольжение на груди за буксиром. Последовательность обучения Движения ногами условно можно разделить на три части: подтягивание (подготовительное движение), толчок (рабочее движение) и скольжение. Из исходного положения обе ноги, выполняя подготовительное движение, сгибают одновременно в тазобедренных и коленных суставах и подтягивают к туловищу. Угол между голенью и бедром около 90*. В это время стопу верхней ноги сгибают, (носок берут на себя), а стопу нижней ноги оттягивают и поворачивают внутрь. Из этого положения за счет одновременного энергичного разгибания в тазобедренных и коленных суставах ноги выполняют толчок. При толчке основными рабочими поверхностями у верхней ноги являются ступни и задняя поверхность голени, у нижней ноги — подъем стопы и передняя поверхность голени. При сведении (толчке) ноги движутся по дуге до исходного положения. Далее наступает фаза скольжения. Чтобы не увеличивать сопротивление продвижению пловца, ноги подтягивают не резко, свободно и не напряженно. В это время мышцы ног отдыхают, так же как во время скольжения. В момент подтягивания и при толчке колени в стороны не разводить.

Держась верхней рукой за край корытца, а нижней, согнутой в локте, упираясь в стенку ванной или опираясь о дно водоема, движение верхней ногой; то же нижней ногой; то же обеими ногами, как при плавании на боку. То же на другом боку. Плавание на боку при помощи ног в скольжении на боку.

Плавание на боку при помощи ног с доской в руках. Нижняя рука, согнута в локте, захватывает доску снизу сбоку за край хватом снизу, ладонь верхней руки на доске сверху. Голова на доске (щекой касается доски). Дыхание произвольное. То же на другом боку.

Плавание на боку с доской в нижней руке при помощи ног и гребка верхней рукой. Голова на доске (щекой касается доски) Вдох в конце гребка и в начале проноса верхней руки. Плавание на боку при помощи ног и гребков верхней рукой. Движения руками обычно начинают изучать параллельно с освоением движений ногами.

Подвижные игры
«Удочка» обучение произвольной задержки дыхания.

«Меткий бросок» — развитие быстроты перемещений в воде, точности движения.

«Морской поезд» развитие умения взаимодействовать с другими участниками команды, развитие мышц рук и ног.

«Салки» развитие быстроты и координации движений «Кто быстрее» закрепление техники ходьбы в воде, правильному дыханию, укреплению мышц ног и брюшного пресса.

«Каракатица» развитие ориентировки в пространстве, координации движений.

«Мяч за черту» — развитие быстроты, умение работать в коллективе.

Занятия плаванием имеют большое воспитательное (помогает ребятам стать дисциплинированными, собранными, смелыми, находчивыми решительными) и оздоровительное значение. Правильно организованные занятия плаванием разносторонне и гармонично развивают человека, способствуют формированию силы, выносливости, ловкости, быстроты и др. качеств. В воде физические недостатки и неловкость движений скрыты от посторонних глаз, что позволяет занимающимся детям чувствовать себя более комфортно, и делает их более раскованными